"Казалось, в нем чего-то не хватает, хотя сам он если и осознавал это, то все с тем же странным безразличием. <...>
Как-то я заметил, что Джимми с удовольствием играет в настольные игры и головоломки. Они удерживали его внимание и, пусть ненадолго, давали ему ощущение соревнования и связи с другими людьми.
читать дальше из книги О. Сакса "Человек, который принял жену за шляпу"Он явно нуждался в этом: никогда не жалуясь на одиночество, он выглядел ужасно одиноким, ни разу не посетовав на тоску, казалось, всегда тосковал. Помня об этом, я порекомендовал записать его в наши программы активного отдыха. Результат оказался несколько лучше, чем с дневником. Джимми на какое-то время увлекся играми, но скоро остыл: решив все головоломки и не обнаружив
достойных соперников для настольных игр, он снова угас. Беспокойство и раздражительность взяли свое, и он опять бесцельно слонялся по коридорам, испытывая теперь еще и чувство унижения: игры и головоломки годились для
детей, этими глупыми уловками его не проведешь. Видно было, что ему чрезвычайно хотелось хоть что-то делать: он стремился к действию, к бытию, к чувству - и не мог дотянуться. Он нуждался в смысле и цели - в том, что Фрейд называет Трудом и Любовью.
<...> Самый вид его непроизвольно наводил на мысли о духовной инвалидности, о безвозвратно погибшей душе. Возможно ли, чтобы болезнь полностью 'обездушила' человека?
- Как вы считаете, есть у Джимми душа? - спросил я однажды наших сестер-монахинь.
Они рассердились на мой вопрос, но поняли, почему я его задаю."
Оливер Сакс, "Заблудившийся мореход" (описание случая обширной ретроградной амнезии из книги "Человек, который принял жену за шляпу").
Книга прекрасна, я рада, что сегодня с ней, наконец, встретилась. На ближайшие пару дней я в беллетризированной нейропсихологии и художественно обработанных анамнезах.