Archie_Wynne
Все остальное - теория.
Впору заводить тег "читательский дневник".
Лавкрафт с его человеконенавистничеством отодвинут во имя Мервина Пика с его текучим, медово-вязким языком, символизмом, цветностью и зримостью омерзительных и притягательных "Мертвых Персонажей".
Описания обитателей Горменгаста восхитительны, разве что слишком частые повторяющиеся эпитеты и детали заставляют спотыкаться.
Я прочитала девять глав запоем. Нравится, что они маленькие, и вообще очень близкая мне форма письма у Пика. Да, конечно, судить по переводам очень не очень, но...

"High-shouldered to a degree little short of malformation, slender and adroit of limb and frame, his eyes close-set and the colour of dried blood, he is climbing the spiral staircase of the soul of Gormenghast, bound for some pinnacle of the itching fancy - some wild, invulnerable eyrie best known to himself; where he can watch the world spread out below him, and shake exultantly his clotted wings."

"Высокоплечий почти до уродства, со стройными и ловкими телом и конечностями, с близкопосаженными глазами цвета запекшейся крови, он все еще карабкается по винтовой лестнице души Горменгаста, устремляясь к некой вершине, дразнящей воображение, к какому-то дикому неприступному гнезду, о котором больше всего знает он сам, и где он сможет наблюдать за миром, распростёртым внизу, и радостно трясти своими скомканными крыльями."
(описание Стирпайка на языке оригинала и в переводе; взято здесь по причине наличия оригинала и приношу свои извинения, если что не так lori-0.livejournal.com/1349.html).

В любимых мною персонажах в последнее время очень много форменных сволочей, но Стирпайк заползает змеей в сердце с первых же упоминаний о нем в книге, наверное, из-за пронзительной романтичности его образа - чужак, злодей, свободное создание в тюремных стенах замка, герой, который постоянно что-то меняет в месте, где ничего не меняется тысячелетиями.

Экранизация пока по ощущениям очень близка первоисточнику, особенно в плане атмосферы. Что до сюжета, то в первоисточнике "Горменгаст" имеет нелинейное повествование, и картина происходящего в замке Гроанов складывается постепенно, подобно мозаике. У экранизации - мини-сериала (www.kinopoisk.ru/film/78932?parent-reqid=147993...) - повествование линейно.

У меня не получится что-то "линейно" рассказать об этом проекте, видимо. Просто отмечу для себя номер главы, чтобы не забыть, и скажу, что это "Мертвые души" в формате фэнтези. А еще - тюремная песня в прозе.

И я повторно очарована древними стенами, безжизненностью замка Гроанов и всей этой отмеченной кровавым отсветом древней тяжелой и затхлой незыблемостью.

Камнеломка настойчиво крушит нежными побегами горную породу, а юноша с глазами цвета запекшейся крови продолжает свой путь по крышам - выше, к небу, свободный, бесстрашный... и начисто лишенный человечности.

Или самый "человечный" из них всех? Вообще "двойственность" - пока основное впечатление от всего, что происходит в "Горменгасте".
Красивая и многообещающая книга. Хотя главное - не ждать слишком многого.

@темы: книги